Сколько можно сэкономить на консультантах

Опубликовано в журнале «Мир и Дом»

 

И сколько Вы на этом потеряете

Алексей Шаскольский

Институт Проблем Предпринимательства

Санкт-Петербург

Выступление на конференции ГУД

Сентябрь 2004

 

-          Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? – спросил Берлиоз.

-          Да, консультантом.

М. Булгаков

«Мастер и Маргарита»

 

В чем отличие хомо сапиенса, озадаченного строительством некоего сооружения, от той же пчелы, строящей свои затейливые хоромины? Еще бородатые классики разъяснили, что человек сначала семь раз отмерит, потом начнет строить, а  несознательные пчелы возводят свои типовые Черемушки без планов и согласований в СЭСе. В родной стране застройщик-девелопер, трудясь, как пчелка, без подсказки знает, где, что и сколько ему построить и как это все реализовать. И отдавать свои кровные за чужое мнение он не привык.

При этом на «святое» - взятки пожарникам или прочим чиновникам, не дрогнув, отдает когда 1-3% затрат на строительство, а в особых случаях и более. На обстоятельное же исследование рынка, в который призван войти объект, выявление его слабых и сильных сторон с тем, чтобы минимизировать первые и максимизировать вторые – жалеет и десятой доли процента.

Пока в условиях наследственного постсоветского атавизма – дефицита сколь-нибудь качественных площадей - особо задумываться, как по-прежнему считает большинство застройщиков, не приходится. Выдаются «на-гора» жилые комплексы, торговые центры и коттеджные поселки с расчетом на вожделенные 40-60% годовых. По наитию (благо таковое, во-первых, бесплатно, во-вторых, свое) возводится подчас неразумное, недоброе и невечное.

Ныне – конкуренция растет, растет и цена ошибки. Но бизнес продолжает играть в эту «русскую рулетку».

Почему бизнес в бывшей стране советов пренебрегает вторым умом

Справедливости ради следует заметить, что обращение к консультантам – не панацея. Второй ум не может заменить собственный. Во Франции известна поговорка, что разорить мужчину могут женщины, скачки и консультанты. Там же говорят – мы предполагаем, Бог располагает; по сей бесспорной причине консультантам также свойственно ошибаться. Консультант «прокукарекал» –  а там хоть не рассветай. Кто ответит за «базар»? Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Ибо для того, чтобы с высокой степенью точности спрогнозировать соотношение спроса/предложения через год-два-три, когда объект будет построен, нужно осуществить исследование, которое дилетантизма не терпит. Но если требуется серьезная профессиональная работа, она не может стоить дешево. Если, конечно, требуется кондиционная работа, а не ее «кукла».

Получается подчас замкнутый круг: если клиент полагает, что платит - думает обиженный гонораром консультант, - пусть считает, что консультируем. Невозможно качественно и без убытка для исполнителя выполнить работу «быстро и недорого». 

Поэтому квалифицированный консультант стоит столько, сколько он стоит.

Побудило сотворить сии записки почти одновременные переговоры с представителями руководства двух мощных компаний, озадачившихся: одна – вечнозеленой темой «что и сколько строить на заполученном участке», другая – как оптимизировать доходность нескольких своих бизнес-центров.

Представляя фирму хоть и достаточно известную (ИПП – крупнейшая консалтинговая компания России вне Москвы), но нескаредную с заказчиками, подсчитав трудозатраты, выставил счет. Когда заказчики – признаться, мои старые знакомые - проявили типичную для рынка озадаченность (стоит ли таковая услуга таких средств), я просто подсчитал и поразился: цена вопроса составляла всего несколько сотых долей процента от стоимости строительства или рыночной стоимости объектов!

На Западе на консультантов тратят на порядок больше. Так, в Штатах на оценочные услуги может уходить порядка от одной десятой до четырех десятых процента (0,1-0,4%) от стоимости затрат по проекту, при этом большой проект (порядка 100 млн. долл.) потребует затрат на нижнем уровне диапазона, небольшой проект (с бюджетом порядка 10 млн. долл.) – на высшем уровне диапазона. Юридические услуги в тех же Штатах обходятся в диапазоне 0,5-2,0% бюджета проекта.

Международные консультанты – тема мне знакомая, я работал в трех западных фирмах, и структура их накладных расходов иллюзий не оставляет. Услуги западных консультантов стоят дорого – и далеко не всегда того стоят…

Международные консультанты развернули экспансию на рынок российского консалтинга и, хотя их услуги обходятся значительно дороже, чем консультантов отечественных, крупный бизнес уже фактически смирился с неизбежностью этих расходов.

Перефразируя Наполеона, посмею напророчить: если бизнес не будет кормить отечественных консультантов, ему придется кормить международных.