Сколько можно сэкономить на
консультантах
Опубликовано в журнале «Мир и Дом»
И
сколько Вы на этом потеряете
Алексей Шаскольский
Институт Проблем Предпринимательства
Санкт-Петербург
Выступление на конференции ГУД
Сентябрь 2004
-
Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? – спросил
Берлиоз. -
Да, консультантом. М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
В чем
отличие хомо сапиенса, озадаченного строительством некоего сооружения, от той же
пчелы, строящей свои затейливые хоромины? Еще бородатые классики разъяснили,
что человек сначала семь раз отмерит, потом начнет строить, а несознательные пчелы возводят свои типовые
Черемушки без планов и согласований в СЭСе. В родной стране застройщик-девелопер,
трудясь, как пчелка, без подсказки знает, где, что и сколько ему построить и
как это все реализовать. И отдавать свои кровные за
чужое мнение он не привык.
При этом
на «святое» - взятки пожарникам или прочим чиновникам, не дрогнув, отдает когда
1-3% затрат на строительство, а в особых случаях и более. На обстоятельное же
исследование рынка, в который призван войти объект, выявление его слабых и
сильных сторон с тем, чтобы минимизировать первые и максимизировать вторые –
жалеет и десятой доли процента.
Пока в
условиях наследственного постсоветского атавизма – дефицита сколь-нибудь
качественных площадей - особо задумываться, как по-прежнему считает большинство
застройщиков, не приходится. Выдаются «на-гора» жилые комплексы, торговые
центры и коттеджные поселки с расчетом на вожделенные 40-60% годовых.
По наитию (благо таковое, во-первых, бесплатно, во-вторых,
свое) возводится подчас неразумное, недоброе и невечное.
Ныне – конкуренция растет, растет и цена ошибки. Но бизнес
продолжает играть в эту «русскую рулетку».
Справедливости
ради следует заметить, что обращение к консультантам – не панацея. Второй ум не
может заменить собственный. Во Франции известна поговорка, что разорить мужчину
могут женщины, скачки и консультанты. Там же говорят – мы предполагаем, Бог
располагает; по сей бесспорной причине консультантам также свойственно
ошибаться. Консультант «прокукарекал» –
а там хоть не рассветай. Кто ответит за «базар»? Тому в истории мы тьму
примеров слышим.
Ибо для
того, чтобы с высокой степенью точности спрогнозировать соотношение
спроса/предложения через год-два-три, когда объект будет построен, нужно
осуществить исследование, которое дилетантизма не терпит. Но если требуется
серьезная профессиональная
работа, она не может стоить дешево. Если, конечно, требуется кондиционная
работа, а не ее «кукла».
Получается
подчас замкнутый круг: если клиент полагает, что платит - думает обиженный
гонораром консультант, - пусть считает, что консультируем. Невозможно
качественно и без убытка для исполнителя выполнить работу «быстро и недорого».
Побудило
сотворить сии записки почти одновременные переговоры с представителями руководства
двух мощных компаний, озадачившихся: одна – вечнозеленой темой «что и сколько
строить на заполученном участке», другая – как оптимизировать доходность
нескольких своих бизнес-центров.
Представляя
фирму хоть и достаточно известную (ИПП – крупнейшая консалтинговая компания
России вне Москвы), но нескаредную с заказчиками, подсчитав трудозатраты,
выставил счет. Когда заказчики – признаться, мои старые знакомые - проявили
типичную для рынка озадаченность (стоит ли таковая услуга таких средств), я
просто подсчитал и поразился: цена вопроса составляла всего несколько сотых
долей процента от стоимости строительства или рыночной стоимости
объектов!
На Западе
на консультантов тратят на порядок больше. Так, в Штатах на оценочные услуги
может уходить порядка от одной десятой до четырех десятых процента (0,1-0,4%)
от стоимости затрат по проекту, при этом большой проект (порядка 100 млн.
долл.) потребует затрат на нижнем уровне диапазона, небольшой проект (с
бюджетом порядка 10 млн. долл.) – на высшем уровне диапазона. Юридические
услуги в тех же Штатах обходятся в диапазоне 0,5-2,0% бюджета проекта.
Международные
консультанты – тема мне знакомая, я работал в трех западных фирмах, и структура
их накладных расходов иллюзий не оставляет. Услуги западных консультантов стоят
дорого – и далеко не всегда того стоят…
Международные
консультанты развернули экспансию на рынок российского консалтинга и, хотя их
услуги обходятся значительно дороже, чем консультантов отечественных, крупный
бизнес уже фактически смирился с неизбежностью этих расходов.
Перефразируя
Наполеона, посмею напророчить: если бизнес не будет кормить отечественных
консультантов, ему придется кормить международных.